Главная | Устройство рыб | Происхождение рыб | Красная Книга Украины | Законодательство | Статьи | Источники  

АКВАРИУМ:
Типы аквариумов
Методы фильтрации
Подогрев воды
Освещение и аэрация
Оформление аквариума
Вода в аквариуме
Семейства рыб
Подбор и покупка рыб
Кормление рыб
Болезни рыб
Разведение рыб





 

Статьи / Причины сокращения численности и исчезновения рыб / Физическое воздействие / Судоходство

 
 
 

Судоходство


Помимо химического загрязнения среды судоходство ведет к механическому разрушению прибрежных биоценозов, а при движении крупнотоннажных судов - и к разрушению донных биоценозов реки и нерестилищ. Крупнотоннажные суда при глубинах до 8 м переворачивают всю водную массу, разрушают полностью речную биоту, выбрасывают молодь на берег, вызывают уход рыб из района трасс судоходства.

Для обитателей рек, особенно для молоди, серьезную опасность представляют суда, создающие крутую волну при движении, например суда с водометным двигателем типа теплоходов "Заря". На Оке этими судами в 1980 г. было выброшено на берег около 100 млн.экз. молоди рыб.

В бывшем СССР общая протяженность эксплуатируемых водных путей составляет 150 тыс. км. Общий объем грузоперевозок - 633 млн. т. При этом 60 % общего грузооборота приходится на Волго-Камский каскад: 10 млн. т лесных грузов, 80 % всех речных пассажирских перевозок. Благодаря строительству водохранилищ и каналов в европейской части создана единая глубоководная сеть, где гарантированные глубины для судоходства составляют 4 м. Размеры используемых судов постоянно увеличиваются. Все чаще появляются гиганты, длина которых превышает 100 м. С начала 60-х годов используются сухогрузы водоизмещением 5300 т, танкеры - 5000 т, толкачи мощностью 1340 л. с. Начато строительство барж для составов 18000 т и толкачей 4000 л. с. Это развитие грузового водного транспорта осуществляется без всякого экологического обоснования. Требуется немедленное ограничение его нагрузки во внутренних водоемах, особенно в водотоках. Грузоперевозка по воде в общем балансе перевозок всеми видами транспорта в нашей стране составляет всего 2 % и ее надо не наращивать, а существенно снижать.

Большой вред способны наносить и маломерные моторные суда - мотолодки. Они при своем движении, особенно в малых реках, создают волну, разрушающую прибрежные биоценозы, уничтожающую растительность, икру и молодь рыб; загрязняют водоем отходами топливной смеси. От механического удара о лодку и мотор также гибнет большое количество молоди (2-5 экз. на 1 км) и взрослых рыб (1 экз. на 10 км).